Становление художественного мышления Сергея Репина, Василия Сухова, Никиты Фомина, Ивана Уралова проходило в годы динамичного изменения идеалов в искусстве и частой смены деклараций и стилей. Трудно сохранять верность избранному пути, не обольщаясь и не плутая в хитросплетениях современных художественных лабиринтов. Лабиринтов, где истинные ценности часто подменяются мнимыми, где есть реальная опасность утратить духовную сущность и высокое предназначение искусства, в котором изначально человек ищет сопереживания своим чувствам. И от искусства он ждёт не развлечения, но подтверждения глубины бытия, подтверждения тому простому факту, что его личное существование, приход в мир и уход из мира не бессмысленны.

Именно к этому и стремятся художники в своем творчестве, прославляя нравственность, красоту и гармонию, неизменно побеждающую зло в их произведениях. Достаточно разные по темпераментам, они связаны дружбой с детства. Эта дружба, как и совместная учёба в Средней художественной школе, в Академии Художеств и творческой мастерской под руководством А. А. Мыльникова, сделали естественным и их совместное творчество, длящееся уже более четверти века. Они неизменно благодарны своим родителям и учителям, которые помогли сформировать их творческие взгляды.

Пережив аскетизм и романтику шестидесятых, раскрепощённость самовыражения семидесятых годов, безграничность свободы формы и содержания следующих десятилетий, С. Репин, Н. Фомин, В. Сухов, И. Уралов шли и идут своим собственным путём, время от времени оглядываясь, возвращаясь к какой-то им одним известной и значительной точке, словно для того, чтобы укрепиться в собственной правоте и продолжить все тот же несуетливый путь.

Это путь по следам искусства предшествующих поколений. Путь по мостовым истории нежно любимого ими города, являющегося постоянным героем их произведений монументального искусства. Таковы мозаики "Блокада" и "Победа" монумента героическим защитникам Ленинграда, где резкие, будоражащие силуэты, внезапные, тревожные блики света и зловещие пятна тьмы, разрываемые вспышками взрывов и лучами прожекторов, рождают волнение и высокую гордость за тех, кто отстоял Ленинград в годы войны. Это росписи отеля "Астория" с ожившими миражами старого Петербурга. Это живописный полиптих "Музыка города" и мозаика "Гимн городу" в концертном зале отеля "Санкт-Петербург", живописная серия для конференц-залов гостиницы "Европа" и картина "Ночная музыка" в интерьере Невского палас-отеля, где оживает атмосфера знаменитых ансамблей и парадизов, тактично и конструктивно обыгрываемых с деталями городской архитектуры. Здесь господствуют в единстве статика и динамика, здесь соседствуют аллегории и реальности, а сама реальность романтически преображается. Здесь стилизация является художественным приёмом, дающим образный результат в точном соответствии с законами монументального искусства и эстетическими взглядами авторов.

Несомненной удачей является строгая выверенная композиция природных мотивов станции метро "Озерки" и, конечно, станция метро "Достоевская". В архитектонике станции, ее оформлении не только ощущается отклик на слова Ф. М. Достоевского: "Самый фантастический город в мире", но и проникновение в самую суть его творчества. Идея пластического намёка, взаимодействие светлого и тёмного, властно увлекающая в тревожное пространство перспектива, очевидно, - именно тот художественный приём, который необходим не только в формальном смысле, но являет собой борение двух начал в жизни города, его облике, судьбах героев писателя. В моём представлении, это одна из самых точных по своему образному строю станция, быть может, наиболее петербургская.

Следует уделить особое внимание созданному в г. Зеленогорске (б. Териоки) надгробию воинам, павшим в 1939-40 годы. Лишённый привычной помпезности памятник идеально живёт в природном пространстве парковой зоны и хранит вечный сон 300 воинов. Это один из немногих примеров достойного решения вечной для России темы.

В контексте рассказа о монументальном искусстве С. Репина, В. Сухова, И. Уралова и Н. Фомина хочется вспомнить строки А. Блока: "О город мой неуловимый, зачем над бездной ты возник". Эти черты города великой истории, совершенных пропорций, города муз и высоких трудов художники утверждают, как главную тему своего совместного творчества, в котором автограф ровным счётом ничего не значит и единственным смыслом которого является служение.

Тем неожиданнее представляется индивидуальное творчество каждого из авторов в камерных жанрах, станковых работах, являющихся своего рода родником, не дающим "засохнуть" образам монументальным.

Активная динамика цвета, рассчитанное ритмическое и тональное построение холста характерны для станкового творчества Сергея Репина. В последние годы он все чаще избирает сюжеты, в которых особо выявлены страсти и судьбы. Знаком этой своеобразной силы является напряжённый по композиции, динамичной сжатости действия холст "Несение креста". Сценографичность некоторых сюжетов, характерная, впрочем, и для всех четверых художников - это, очевидно, отклик на совместное монументальное творчество, связь которого со станковым искусством постоянна и взаимополезна. С. Репин сочетает живописные и графические приемы в многочисленных пейзажах Псковщины, где чёткость и ясность силуэтов холмистой земли, светлых зеркал озёр и рек усилены акцентами игры света и теней, звонким золотом пушкиногорских вечеров. Эти работы напоены восторгом жизни и любовью к русской природе.

Василий Сухов неизменно лиричен в поэзии сельских и городских пейзажей. Ассоциативность простых мотивов наделяет образы его работ некой тайной. Она, эта тайна, выходит на петербургские улицы и площади, прячется в тенях подле домов, она неотделима от белых ночей с их реалиями и призраками, то и дело возникающими в картинном пространстве. Она есть и в хороводе мокрых апрельских снежинок, опустившемся на озеро тумане, в медленном пробуждении осеннего утра. Во временах года, каждое из которых имеет свою сказку, поэзию которой открывает В. Сухов в грёзах парнишки в июльскую ночь, словно проводящую нас за кулисы купы деревьев через спящее озеро - к дальнему лесу и ускользающему горизонту.

В основе творчества Ивана Уралова - уверенность в реальном сосуществовании духовного и материального миров и их постоянной и неразрывной связи и взаимовлияния. Будь то бытие предметов в натюрмортах в их неторопливом взаимодействии друг с другом в причудливо преображённом пространстве, пейзажи с метафорическими преображениями в форме и цвете, и, кажется, вечной неизменностью, или мифологические и библейские мотивы. Формы его работ обобщены, крупный план увеличивает напряжение, смягчаемое "фресковостью" письма. Так достигается своеобразная гармония. Она воплощается в трактовке "поз предстояния", в которых обычно являются персонажи его картин. Мягкость колористически созвучных тонов, фактура - все обладает своим ладом, достаточно ясно обозначая привязанности художника к определенным истокам - искусству Византии, Руси и раннего итальянского Возрождения.

Пейзажи Никиты Фомина ясны своей архитектоникой, отобранностью мотива, точным использованием цвета. Он ясно обозначен, в нём функция органично выявляет эмоциональное начало; причём в некоторых работах видно сложное сочетание чёткого в своей определённости рисунка, силуэта и одновременно волнующей "зыбкости" форм. Это обстоятельство относится и к колористическому построению, вмещающему в себя одновременно плотную насыщенность декоративного пятна и его лёгкое, словно светящееся, "струение". Это заметно и в пейзажах родных мест, и в облике городов иных стран, колорит которых уловлен весьма точно. Одушевлены живописью и натюрморты Н. Фомина. Предметы живут в пространстве, в звучном диалоге форм и цвета, своеобразном мире бытия вещей, а не мёртвой натуры. Особой тонкостью отличаются холсты, посвящённые Франции, с неуловимыми переходами серебристых тонов, как бы "ткущими" особый колорит воздуха Парижа, принимающего рефлексы светлого камня парижских кварталов и мостов и мягкой зеленоватой воды Сены.

Представляется, что у четырёх художников - четырёх друзей - есть своё заметное место в современном русском искусстве. Их искусство хорошо "настроено", обладает узнаваемой ленинградской, петербургской культурой. Ими созданы наиболее серьёзные произведения монументального искусства Петербурга последних десятилетий. Живя в согласии с природой, они наполняют поэзией и свои монументальные произведения, связанные с образом великого города:

Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные мрачные сады
И голос Музы еле слышный.

(Анна Ахматова)



Анатолий Дмитренко,
заслуженный работник культуры РФ, кандидат искусствоведения

На главную страницу
Hosted by uCoz