Противоречивость представлений о добре и зле, главном и второстепенном, размытость представлений о ценностях, революции и войны, природные катаклизмы, отрицание Бога и обретение Бога - всё это ХХ век.
Наверное, в этом он не отличается от других веков человечества, но это наш век, а потому - наша радость и наша боль.
Ведь столь ничтожным представляются значение и возможности художника в почти апокалипсическом современном мире, где подменяются и смешиваются представления о прекрасном и безобразном, где отрицание, распад, самовыражение провозглашаются основными достоинствами в искусстве.
Время просеивает всё, что создают люди. Что-то исчезает быстро, что-то живёт, переходя из рук в руки, от поколения к поколению.
Неразрывно связанное с архитектурой монументальное искусство изначально предполагает достаточно долгую жизнь. Капризы моды ему вредны. Преобладание остро-стилистических решений в монументальном искусстве ведёт к его быстрому устареванию, в значительной мере низводя его роль до декоративно-оформительской.
Острота монументального искусства живёт в силе устойчивого пластического и образного строя. Именно этим оно волнует зрителя и одухотворяет архитектуру.
И именно эта опора на классические традиции, воспринятые и интерпретированные современным человеком, является отличительной чертой и основой творчества художников, чьи работы помещены в этой книге.
Директор Государственного Русского Музея,
член-корреспондент Российской Академии Художеств
В. А. Гусев
(Из вступительной статьи к книге
"Сергей Репин, Василий Сухов, Иван Уралов, Никита Фомин.
Монументальное искусство. Живопись". 1998 г.)